Рэкамендацыі навучэнцам

Беседа «Пойми, как ты взрослеешь»

Беседа «Пойми, как ты взрослеешь»

Подростковый возраст благоприятен для развития личности, изменений к лучшему; молодой человек как бы начинает жизнь с «чистого листа» и имеет прекрасный шанс избавиться от своих детских проблем. С другой стороны, одновременно повышается и риск возникновения новых сложностей и отклонений в развитии. Как бы то ни было, это возраст повышенной пластичности, готовности изменяться, развиваться и накапливать новый жизненный опыт. А уж как именно будут использованы эти возможности, обратите ли вы их себе во благо, зависит, прежде всего, от вас.

Одним из центральных моментов психологического развития в подростковом возрасте оказывается формирование так называемого «чувства взрослости». Молодой человек остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует от окружающих признания этого. Например, стремится получить равные с взрослыми права, обрести независимость.

Чувство взрослости проявляется по-разному:

Подражание внешним признакам взрослости. Оно проявляется в стремлении вести себя как взрослый: самостоятельно зарабатывать, не отчитываться все время перед взрослыми о месте своего нахождения и т.п. Но зачастую это подражание принимает довольно глупые формы.

Личностная зрелость. Главный признак ее достижения – это желание и готовность человека нести ответственность за свои поступки и решения. Помимо ответственности. Личностная зрелость подразумевает активность и инициативность, способность контролировать свои эмоции, порядочность, готовность смотреть на окружающую действительность не только со своей позиции, но и с точки зрения других людей.

Подражание качествам «настоящего мужчины», настоящей женщины». У мальчиков, например, в связи с этим очень ценится сила, ловкость, выносливость, воля, верность своему слову, уверенность в себе, независимость, активность.

Интеллектуальная зрелость. При переходе к взрослости качественно меняются мыслительные возможности, человек становится способен оперировать абстрактными понятиями. Естественно, это происходит тога, когда молодой человек продолжает развивать свой ум, а не «застревает» на уровне детских суждений. Условие, необходимое для такого развития – включение человека в деятельность, требующую от него проявления интеллекта.

Первые проявления чувства взрослости часто выглядят довольно странным образом: подросток начинает вести себя откровенно вызывающе, будто бы предъявляя «свою волю» окружающим. Чаще всего противоречия между подростками и взрослыми проявляются в таких мелочах как: во сколько приходить домой, как распоряжаться своим свободным временем.

Общее психологическое развитие подростка происходит по средствам физического развития, развития познавательной эмоциональной сфер, а также развития морали.

На фоне взросления подростку открывается свой внутренний мир. При переходе к взрослости внутренний мир с его мыслями и переживаниями становится почти осязаемым. Вдруг начинаешь осознавать, что свой жизненный опыт набираешь ты сам, и это важнейшая часть того, чем ты обладаешь. В результате активно развивается самосознание, то есть «чувство Я»

Своевременное формирование «чувства Я» - важное условие дальнейшего благополучного развития. Ведь если у молодого человека не взросло ядро личности, нет ясных представлений о самом себе и своем месте в мире, то в дальнейшей жизни ему придется нелегко. Вместо того, чтобы ставить перед собой реалистичные цели и добиваться успехов, такой человек оказывается, в лучшем случае, «вечным мечтателем», не приспособленным к реальной жизни и беспомощным в «земных» делах.

Что делать, чтобы саморазвитие протекало благополучно?

  • Не «замыкаться» на какой-то социальной роли, а пробовать себя в разных. Ведь тот, кто ставит знак равенства между собой и какой-то единственной жизненной позицией (рассуждая, например, так: «Я - сноубордист или Я – ITник, и в этом моя сущность!») чаще всего останавливаются в своем развитии)
  • Относиться к своей жизни как к уникальному и ответственному эксперименту, главная цель которого – получать и осмысливать опыт.
  • Не просто участвовать в тех событиях, которые происходят в твоей жизни, но и задумываться над их смыслом.
  • Всегда, когда возможно, соотносить происходящие в жизни события с результатами собственных усилий, а не каких-то случайных, независящих от тебя обстоятельств. Иными словами, брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни.
  • Мысленно «перебрасывать мостик» между настоящим и будущим. Мечтая о чем-то далеком и строя честолюбивые планы, всегда ставь перед собой вопрос: а что можно сделать уже сейчас, чтобы желаемое воплотилось в реальность?

Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны, у человека есть знания о ом, каков в реальности, какими качествами обладает (Я-реальное). Но с другой стороны, есть и некий идеал – представление о том, каким следует быть (Я-идеальное).

Я-реальное и Я-идеаьное обычно совпадают далеко не полностью. Большинство людей, особенно из числа умных, не вполне удовлетворены собой и желают быть лучше, чем они есть. И это вполне нормальное состояние, без которого невозможно саморазвитие.

Когда возникает сильное противоречие между тем, как человек себя воспринимает, и тем, каким ему хотелось бы быть, это сопровождается переживанием тревоги, дискомфорта и даже отвращения к самому себе. Как следствие, возникает желание снизить это противоречие, привести реальное в соответствие с желаемым. Какими путями может быть достигнут такой результат?

  • Через деятельность, будь то учеба,, труд, спорт или какая-то иная форма самосовершенствования. Это дает возможность «подтянуть» свои реальные возможности до желаемых. Но как только желания становятся реальностью, нужно ставить перед собой новые, более высокие цели. Жалок тот человек (особенно молодой), который уверен, что достиг всего, о чем мечтал, и больше ему не к чему стремиться. Он прекращает развиваться, начиная вместо этого деградировать.
  • Через изменение Я-идеального, т.е. снижение уровня той «планки», которую подросток поставил перед собой. Бывает, что идеал выбран столь высокий, что он в принципе недостижим. Тогда такое изменение пойдет во благо: чем тратить силы на стремление к тому, что все равно достигнуто не будет, продуктивнее поставить перед собой более реалистичные цели. Но очень часто случается и так, что в результате «снижения идеалов2 человек просто перестает стремиться к самосовершенствованию – дескать, и так прожить можно …
  • Через изменение Я-реального, т.е. представлений о том, каков ты есть. Этот путь самый легкий, но … иллюзорный.

Представления о себе могут носить как позитивную, так и негативную окраску. Если человек, воспринимает себя позитивно, то он обладает высокой самооценкой, если же – негативно, то его самооценка находится на низком уровне. Тот, кто обладает высокой самооценкой, имеет больше шансов достигнуть успеха, ибо представления о самом себе во многом предопределяют и его реальные достижения.

 

свернуть

Занятие –тренинг «Твои успехи и неудачи»

Занятие –тренинг «Твои успехи и неудачи»

В нашей жизни происходит много разных событий, в ней присутствуют и успехи, и неудачи. И это естественно. Неудачники мечтают о том, чтоб у них все и всегда получалось и были сплошные удачи. Успешные люди радуются удачам и учатся на неудачах. Невозможно избавиться от неудач и пора это понять.  Но, возможно ли, научиться жить таким образом, чтоб удач и успехов было намного больше, чем неудач.  Успехи и неудачи всегда будут в нашей жизни, но можно, научиться жить так, чтоб «черная» полоса вела к БОЛЬШОМУ успеху.  И также возможно, научиться жить так, чтоб твои мысли и чувства создавали успехи, а эти успехи создавали новые успехи.  Мы знаем о том, как реагировать на проблемы, но мало знаем о том, как реагировать на успехи! И для того, чтоб преумножать успехи, нужно уметь правильно на них реагировать.  Как обычные люди реагируют на успехи?  Никак! Они воспринимают успехи естественно, как что-то само собой разумеющееся.  И завтра же забывают об этом успехе.  Когда на тренингах людей просят написать 10 своих самых больших успехов, некоторые умудряются написать всего 1-5 успехов. И это за 30-40 лет жизни! Это означает лишь то, что их разум вообще НЕ настроен на успех! Но если просят написать проблемы и неудачи, так ручка не отрывается от бумаги минут 10. Это означает, что разум настроен на неудачи.  Известно насколько эмоционально люди реагируют на проблемы и неудачи. Тем самым они создают новые неудачи снова и снова.  Вселенский закон гласит: где энергия — там создание!  Так вот, если больше энергии на проблемах, значит создаются проблемы.  (И неважно, это позитивная или негативная энергия) 

ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБ ПЕРЕСТАТЬ СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ И НАЧАТЬ СОЗДАВАТЬ УСПЕХИ?  Научись быть ОЧЕНЬ эмоциональным по поводу успехов.  И научись быть спокойным, когда происходят проблемы (НЕ РЕАГИРОВАТЬ на проблемы).  Тогда энергия полностью переключится на успехи!  Она потечет в русло успехов и побед и уйдет из русла неудач! Ты перестанешь создавать проблемы и начнешь создавать успехи. Перестань создавать неудачи, создай успех в своей жизни!  Чтобы вкладывать энергию в успехи нужно учиться, ведь мы всю жизнь учились решать проблемы (вкладывать энергию в проблемы). Так учили нас родители, школа, университет. Нас наказывали за ошибки гораздо больше, чем поощряли за успехи. Поэтому у нас всегда были и успехи, и неудачи, но неудач было больше.  Есть 2 большие разницы, которые создают противоположные жизни, в позициях: «идти к целям» и «решать проблемы». Первая позиция ведет к счастью и богатству. Вторая позиция ведет к бедности и несчастью.  Готова учиться вкладывать свою энергию в успехи?  Первое, что нужно научиться сделать — это эмоционально реагировать на успехи!  Когда успех случается, порадуйся этому успеху! Создай успех ещё более сильный!  Второй момент, который нужно сделать — это поблагодарить за этот успех.  Благодарность — это замечательный способ вложить море энергии в свои успехи.  Развивай привычку утром и/или вечером по 5 минут благодарить!  Еще один прекрасный способ вкладывать энергию в успехи — это отмечать успехи. Отмечать не значит выпивать. Отмечать означает сделать себе что-то приятное в честь этого успеха.  А теперь смотри, как все просто:  1. Как только успех случается, Ты радуешься! Не обязательно прыгать и кричать. Достаточно просто улыбнуться внутри и войти в радостное состояние.  2. Вечером и/или утром благодарить за успехи.  3. Раз в неделю отмечать свои успехи, делая себе что-то приятное.  Создай успех прямо сегодня или на этой неделе!  Что же делать с проблемами?  А здесь, наоборот, учись держать эмоции под контролем и реагировать ровно и спокойно, а желательно и вовсе не реагировать.  Вот так все просто!  Знаешь, в чем еще разница между успешными людьми и неуспешными?  Неуспешные все знают, но не делают.  Успешные — делают (иногда они делают даже, когда не знают)!  А теперь дело за Тобой: Тебе нужно научить свой разум действовать по новой схеме!!!

 

свернуть

 «Мои жизненные цели».

 «Мои жизненные цели».

Возрастная группа: 13-17 лет.

Задачи:

- осознание воспитанниками ответственности за жизненный выбор,;

- развитие ценности жизни и интереса к жизни у подростков;

- формирование инициативности, умение различать истинные мотивы своего поведения и умение сказать «Нет!» в сложной жизненной ситуации.

Оборудование: мел, листы бумаги формата А4 на каждого воспитанника, ручки, карандаши, карточки с вредными привычками.

 

Ход беседы.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о таком понятии, как «цель»; о том, какие жизненные цели ставит себе человек и как их достичь. Поэтому предлагаю начать с интересного упражнения, которое поможет вам выяснить, какие цели у вас и способы их реализации.

Упражнение «А что дальше».

Нарисуйте линию времени.  Представьте временную перспективу своей жизни в виде линии. (Педагог раздаёт каждому по листу бумаги и предлагает изобразить линию времени). Отметьте на линии времени рождение, детство и ваш сегодняшний возраст. Теперь отметьте на линии вашу цель в настоящий момент и подпишите способы её достижения, обозначив  временные промежутки. Ответьте на два вопроса: «Чего я хочу достичь в ближайшие два года и что для этого я могу сделать?».  У каждого из вас есть 3-4 минуты, чтобы рассказать об этом своему соседу. Основная задача – составить программу ваших действий на ближайший период.

Обсуждение упражнения.

Педагог: Цель – это то, что мы хотим получить, образ желаемого результата (при желании озвучивается цель подростков)

- Теперь обсудим ваши перспективные цели и ваши шаги на пути их достижения.

(Предполагаемые ответы детей)

Беседа. Факторы, препятствующие достижению цели.

Педагог: Ребята, как вы думаете, что может помешать, достичь какую-либо цель?

(Дети называют возможные варианты, а педагог фиксирует их на доске).

Возможные варианты:

- лень

- нехватка времени

- занятость

- усталость

- вредные привычки

- невозможность отказать человеку

-  сказать «Нет!», когда тебе что-то предлагают

Педагог: Человек живёт в среде, где он может подчиняться внешним факторам или искать пути разрешения ситуации, искать выходы. В любом случае в жизни человек всегда делает выбор.

Информационный материал.

Педагог: Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Иногда человек совсем  не задумывается над тем, читать лежа — это вредная привычка, которая наносит серьезный вред здоровью. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков.

Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг).  Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Также определённый вред здоровью и формированию личности человека наносит стремление часто играть в компьютерные игры, общение on-line. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни.

А теперь мы с вами поиграем в игру, благодаря которой вы научитесь справляться с вредными привычками, которые могут помешать в приближении к своей цели.

Ролевая игра

Выбирается один человек, которому нужно достичь цель (она поставлена самим ребёнком в начале занятия). На доске написано слово «цель». Между подростком и целью стоят вредные привычки – дети, которые  выполняют свою роль («наркотик», «сигарета», «пиво», «энергетические напитки», «компьютер», «беседа в аське»).  Подросток старается пробиться сквозь них к цели, но «вредные привычки» не дают это ему сделать. Каждая из «привычек» говорит от имени своей роли о том, как она будет мешать главному герою, а он должен придумать способ справиться с ней.

Обсуждение игры с воспитанниками.

Педагог:

Какие вредные привычки мешают человеку?

- Как с ними можно справиться?

Упражнение «Круг нашей жизни».

Педагог чертит  на доске большой круг и предлагает задание: это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разделим круг на четыре части пунктирными линиями.

В каждой четверти шесть часов. Пусть теперь кто-нибудь покажет, сколько времени у него уходит на:

- школу

- сон

- друзей

- домашнее задание

- семью

- одиночество

- работу по дому

- на всё остальное

Педагог: Глядя на круг своей жизни, задайте себе следующие вопросы:

- Доволен ли тем, как проходит день?

- Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы вы изменить в этом круге?

- Что легко, а что сложно изменить в вашей жизни?

- Что не хватило для верного отображения вашей жизни?

- Почему мы всё-таки ждём и стремимся к изменениям?

(Предполагаемые ответы детей)

Итог.

- Что нового узнали на занятии?

- Как не попасть в «лапы» вредных привычек?

- Как можно достичь поставленной цели?

- Какую пользу вам принесла беседа?

(Предполагаемые ответы детей)

свернуть