Выхаваўчая работа

Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» +«Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».

Рекомендации по реализации образовательного проекта «ШАГ» («Школа Активного Гражданина») для учащихся V–VII классов учреждений общего среднего образования

 

В развитие проекта «Школа Активного Гражданина», который успешно реализуется в VIII–XI классах учреждений общего среднего образования с 2018/2019 учебного года, в 2020/2021 учебном году начинается реализация одноименного образовательного проекта для учащихся V–VII классов.

Ключевая идея проекта

Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности:

«Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» +«Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» =

«Я – активный гражданин Республики Беларусь».

 

Тематический блок

Характеристики гражданской компетентности

«Я»

Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию

«Я и Семья»

Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин

«Я и Школа»

Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям

«Я и Малая родина»

Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше

«Я и Закон»

Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон

«Я и Общество»

Активный гражданин социально активен, гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества

«Я и Природа»

Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите

«Я и Культура»

Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны

«Я и Планета»

Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором

Организационно-методические особенности проекта

Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся V–VII классов проходят один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца).

Тема классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков:

Месяц

Тематический блок

Месяц

Тематический блок

Сентябрь

«Я»

Январь

«Я и Закон»

Октябрь

«Я и Семья»

Февраль

«Я и Общество»

Ноябрь

«Я и Школа»

Март

«Я и Природа»

Декабрь

«Я и Малая родина»

Апрель

«Я и Культура»

 

 

Май

«Я и Планета»

Содержание классного часа определяется классным руководителем с учетом характеристик гражданской компетентности:

Тематический блок

Характеристики гражданской компетентности

«Я»

Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.

В фокусе обсуждения:

позитивное отношение к окружающему миру, творческая и социальная инициатива; способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; умение взглянуть на себя со стороны; умение входить в положение других людей, понимать их чувства, мотивы поведения, прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; умение выходить из сложных жизненных ситуаций; осознанное отношение к своему здоровью; потребность в самообразовании; воспитание морально-волевых качеств; ценность человеческой жизни; справедливость, бескорыстие, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию

«Я и Семья»

Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин.

В фокусе обсуждения:

семья и семейные традиции, ценности семейных отношений, семейная дипломатия, обязанности и права в семье, гордость, уважение, чувство любви к своей семье, родителям, родственникам, уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения, умение держать данное слово, забота о своей семье

«Я и Школа»

Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям.

В фокусе обсуждения:

школа и ее традиции, значимость участия в жизни класса, школы, уяснение своих прав и обязанностей, ученическое самоуправление, актив класса, законы класса для дружной и успешной жизни коллектива, «банк добрых дел», коммуникативные навыки, дружба, товарищество, коллективизм, умение работать в группе и паре, сотрудничество, умение находить выход из спорных ситуаций, сочетание личных и общественных интересов, дисциплина и культура поведения, доброжелательность, уважение друг к другу, стремление к познанию

«Я и Малая родина»

Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше.

В фокусе обсуждения:

значение малой родины в жизни каждого человека, знание своих корней, любовь к родной земле, осознание значимости своей деятельности для процветания и развития малой родины, чувство ответственности и гордости за свой край, историко-культурное и духовное наследие

«Я и Закон»

Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон.

В фокусе обсуждения:

правовая культура, уважение к закону, правопорядку, нравственно-правовым нормам и окружающим людям; права, обязанности и ответственность детей согласно законодательству Республики Беларусь; «шалость», «проступок», «преступление», «правонарушение», представление о последствиях противоправных деяний, чувство ответственности за свои поступки

«Я и Общество»

Активный гражданин гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, социально активен, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества.

В фокусе обсуждения:

любовь к Родине, патриотизм, осознание того, что долг каждого гражданина – защита своего Отечества; позитивное отношения к себе и к окружающему миру, соблюдение норм и правил поведения во время общения с окружающими в общественных местах, активная общественная позиция

«Я и Природа»

Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите.

В фокусе обсуждения:

любовь к природе и бережное отношение к ней и ее богатствам, понимание красоты, неповторимости природы, экологическая безопасность, экологическая ответственность, экологическая грамотность, участие в экологической деятельности

«Я и Культура»

Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны.

В фокусе обсуждения:

ценностное отношение к обычаям, традициям, своего народа, своей семьи; понятие о внешней и внутренней культуре, национальная культура, сохранение культурного и исторического наследия, самореализация в творческой деятельности

«Я и Планета»

Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором.

В фокусе обсуждения:

бережное отношение к окружающему миру, к себе, к межличностным отношениям со сверстниками и взрослыми, готовность к социальным действиям в соответствии с нормами, принятыми в мировом сообществе

 

Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Например, для учащихся VII класса можно организовать следующие мероприятия:

 

Тематический блок

Форма проведения классного часа и его тема

«Я»

Дискуссия «Правила счастливого человека»

«Я и Семья»

Фотоальбом «Cемейные династии Беларуси»

«Я и школа»

Открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя»

«Я и Малая родина»

Обзор «Моя малая родина вчера, сегодня, завтра»

«Я и Закон»

Круглый стол «Закон суров, но это – Закон!»

«Я и Общество»

Диалог-спор «Молодежные субкультуры: самовыражение или протест?»

«Я и природа»

Акция «У природы есть друзья – ты и я»

«Я и Культура»

Арт-проект «Наши путешествия по Беларуси»

«Я и Планета»

Информ-дайджест «Беларусь на карте мира»

Таким образом, конкретизация форм, методов, содержания мероприятий – компетенция учреждения образования. Такой подход позволит обеспечить учет образовательных запросов и мнений всех участников образовательного процесса, учет организационных условий проведения мероприятий, что является важным фактором эффективности проекта «Школа Активного Гражданина». Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.

Мероприятия проекта отражаются в плане воспитательной работы классного руководителя, по результатам проведения фиксируются в классном журнале:

Дата проведения

Содержание работы

Количество часов

25.11.

«Школа Активного Гражданина»: открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя»

1

 

 

свернуть

Значэнне і асновы грамадзянска-патрыятычнага выхавання асобы

1. Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности

·        В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеком, осознал свою сопричастность происходящему, ответственность за судьбу Отечества, от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание, характер, направленность социально-экономического и политического развития Республики Беларусь. Сегодня мир пришел к пониманию того, что основой решения глобальных экологических и социальных проблем является осознание того, что миру необходим человек самостоятельный, свободный и культурный.

·        Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.

·        Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

·        Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания, усилия прежде всего следует сосредоточивать на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

·        Движение белорусского общества к социально справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.

·        Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

·        К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

·        Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

·        Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.

·        Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

·        Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

·        Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

·        Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.

·        Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства.

·        Для осмысления сущности патриотизма и гражданственности необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis – происхождение) этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и гражданственность являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий.

·        Гражданственность – долг, достоинство, ответственность, социальные практика и активность, формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения; овладение способами реализации прав и ответственности по отношению к себе как личности, семье, окружающим, Отечеству, планете, признание и соблюдение Конституции РБ, овладение основами правовой культуры, социального жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели развития (социального ориентированная направленность, многоукладный характер экономики – государственная и частная формы собственности); осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов.

·        Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

·        Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

·        Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Патриотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».

·        Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

·        Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.

·        Патриотизм – это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.

·        Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:

·        · наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;

·        · наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;

·        · наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;

·        · единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;

·        · приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;

·        · неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.

·        Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как мир, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства и сотрудничество с другими государствами.

·        Главными целями патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.

·        Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:

·        · привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;

·        · разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

·        · привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;

·        · воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;

·        · воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;

·        · воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;

·        · привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;

·        · раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;

·        · организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;

·        · воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;

·        · формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;

·        · убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.

·        Гражданско-патриотическое воспитание молодежи как подсистема общевоспитательной системы Республики Беларусь основывается как на общих принципах воспитания, так и на своих, специфических, из которых можно выделить следующие:

·        - сочетание в патриотическом воспитании государственных и общественных начал. Государственные начала предусматривают работу по патриотическому воспитанию молодежи государственных учреждений. Эти начала особо актуальны в воспитательной работе с молодежью во всех учебно-воспитательных учреждениях и Вооруженных Силах Республики Беларусь. Общественные начала патриотического воспитания молодежи строятся на основе добровольности, инициативы, творчества. Принципиально важно, чтобы как государственные, так и общественные начала в патриотическом воспитании молодежи обязательно присутствовали и взаимодействовали между собой.

·        - национальное равноправие и единство. Этот принцип в настоящее время является ключевым. Беларусь – унитарное государство, но оно не мононационально. Национальные амбиции, конфликты или противостояния могут инициировать элементы патриотизма в той или иной национальной группе, но они коррозируют патриотизм граждан государства в целом. Патриотическое воспитание, напротив, способствует подавлению межнациональных конфликтов, оно консолидирует общество.

·        - историзм и объективность. Почти по всему комплексу патриотического воспитания молодежи достижение конечной воспитательной цели становится возможным только через показ исторического примера, проведение исторической аналогии, изучение и анализ исторического опыта. Это превращает историзм из отличительной черты в принцип патриотического воспитания молодежи. При этом чрезвычайно важна объективность представляемой информации на уровне возможного в данный исторический момент.

·        - миротворчество через патриотизм. Молодежь в ходе патриотического воспитания приходит к неизбежному выводу, что процветание ее Отечества без мира весьма проблематично. Таким образом, истинный патриот всегда миротворец, а это означает, что патриотическое воспитание молодежи и миротворчество должны существовать не только на паритетной основе, а и во взаимосвязи.

·        - единство патриотизма и интернационализма. Истинный патриот, пекущийся о процветании своего Отечества, не может не признавать такого же права за патриотами иных государств. В этих противоположностях их единство. Патриотическому воспитанию молодежи Республики Беларусь неизбежно должно соответствовать и воспитание интернациональное.

·        Гражданско-патриотическое воспитание личности состоит из множества компонентов и направлений, что позволяет в полной мере реализовывать все поставленные цели и задачи. Основными компонентами гражданско-патриотического воспитания являются:

·        · Культурно-исторический;

·        · Героико-исторический;

·        · Социально-политический;

·        · Духовный;

·        · Военно-технический;

·        Физический.

·        Данные компоненты взаимосвязаны и составляют содержательную основу гражданско-патриотического воспитания личности. Из них формируются различные направления.

·        В соответствии с настоящей Концепцией наиболее актуальным направлением является гражданско-патриотическое воспитание молодежи, состоящее из социально-политического компонента как основного, а также из культурно-исторического, героико-исторического и духовного компонентов.

·        В процессе гражданско-патриотического воспитания молодежь углубляет знания сущности и содержания Конституции Республики Беларусь, на фоне исторического развития экономики Беларуси знакомится с современным состоянием и перспективами развития промышленности и сельского хозяйства республики, с состоянием и развитием науки, культуры, с вопросами государственной и общественной жизни республики.

·        гражданский патриотический воспитание межнациональный

·        2. Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь

·        Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

·        Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

·        В системе работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся целесообразно использовать календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат. В общеобразовательных учреждениях запланированы и проводятся патриотические акции «Мы победили», «Мирный рассвет», «За Беларусь», акция «Мы – граждане Беларуси!» по вручению паспортов молодым гражданам, достигшим 16-летнего возраста.

·        Неформально можно подойти к такому традиционному мероприятию как посещение Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Сегодня музей предлагает новую форму работы – «Музей в чемодане», когда сотрудники выезжают непосредственно в общеобразовательное учреждение с экспозицией и лекцией. 

·        Также примером формирования гражданско-патриотической культуры личности служит республиканская акция «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» Основное содержание работы отражают названия акции: «Мой род, моя семья»; «Моя школа – частичка моей жизни»; «Моя деревня, мой город»; «Моя родина – Беларусь». В ходе проведения данной акции молодежь своим талантом и творчеством выражают свои взгляды на родину, показывают свою любовь преданность родной земле. Данная акция может проводиться в конкурсной форме, что смотивирует учащихся к более ответственному отношению. Организовываются конкурсы на лучший рисунок, песню, стихотворение, а также любое другое творчество способное отобразить тематику данной акции.

·        Активное использование в гражданско-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.

·        Значимым воспитательным фактором могут стать сегодня информационные ресурсы. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь. Создание в системе образования информационного пространства как на локальном уровне (в учреждениях образования), так и на региональном и республиканском позволяет использовать его в воспитательной работе в качестве мощного методического ресурса. Формирование в общеобразовательных учреждениях различного рода электронных банков данных, методических наработок педагогов, презентаций лучшего опыта работы, школьных виртуальных музеев, использование электронных ресурсов при планировании и проектировании воспитательного процесса значительно повышает эффективность работы.

·        В Республике Беларусь большое внимание уделяется идеологии и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи как необходимому условию формирования гражданского общества. Важную роль в процессе гражданско-патриотического воспитания играют детские общественные объединения. Различные по своему статусу, целям, программам детские организации объединяются в детское общественное движение. Детское общественное движение выполняет гражданскую миссию - готовить гуманных, социально активных и информированных граждан.

·        Государственная поддержка молодежных формирований означает признание государственной значимости такого социального явления как молодежное движение. В настоящее время действует Программа мер по реализации Концепции развития молодежного движения в Республике Беларусь. Эта программа определяет основные направления государственной политики по отношению к организованному молодежному движению. Программа ориентирована на повышение общественного статуса молодежных общественных объединений, обновление подходов к подбору и подготовке взрослых лидеров организаций на основе сложившихся традиций и современного опыта, обеспечение баланса общественного и государственного компонентов в содержании деятельности общественных организаций (объединений). Целью данной программы является создание необходимых условий для формирования воспитательной среды, основанной на правовых, социальных, информационных, научно-методических и прочих гарантиях со стороны государства для гражданского становления личности детей и подростков путем использования потенциала общественных организаций.

·        Современные общественные объединения являются добровольными, самостоятельными и независимыми формированиями. В идеале организации ориентированы на гуманистические, общечеловеческие и национальные ценности, такие как мир, жизнь, здоровье, добро, милосердие, труд, культура, национальные традиции и т.д. Большинство объединений основной целью своей деятельности признает содействие развитию целостной личности как высшей ценности, личности, способной самостоятельно и творчески мыслить, имеющей чувство собственного достоинства, понимающей свое предназначение, умеющей жить и действовать в реальных условиях окружающего мира.

·        Самыми распространенными молодежными организациями являются Белорусская Республиканская Пионерская организация (БРПО) и Белорусский Республиканский Союз Молодежи (БРСМ), которые имеют хорошо разработанные и многократно апробированные на практике программы, методы и формы работы, способствующие формированию гражданско-патриотической культуры личности.

·        Часть программы реализуется школами (в пионерских дружинах и первичных организациях БРСМ) по пяти направлениям:

·        «Я - гражданин Республики Беларусь».

·        «Моя организация».

·        «А память священна».

·        «Спадчына».

·        «Природа - наш дом, ты - хозяин в нем».

·        Первое направление: «Я - гражданин Республики Беларусь» включает в себя проведение информационных часов по данной тематике, конкурсы творческих работ «Мои права и обязанности», круглые столы с участием представителей органов государственной власти, проведение урока «Я - гражданин Республики Беларусь», просмотр телепередач по данной тематике, а также экскурсионные поездки по городам Беларуси.

·        Второе направление: «Моя организация», предоставляет детям школьного возраста возможность реализации стремления к объединению со сверстниками и необходимости в оценке своей деятельности со стороны ровесников и взрослых, проявление лидерских качеств, желание найти и проявить себя в разнообразной деятельности. Такие возможности учащимся предоставляют общественные объединения «БРПО» и «БРСМ». Эти организации являются самостоятельными субъектами права и выступают формой реализации прав и интересов ребенка. Основными формами работы являются : коллективное планирование мероприятий, создание летописей пионерской дружины и первичной организации, организация встреч с ветеранами пионерского движения в День пионерской дружбы, сборы и отчетно-выборные собрания, конкурсная программа «Лидер года», концерт - конкурс пионерских песен, день самоуправления.

·        Третье направление: «А память священна», соприкасается с героическим прошлым своего народа, изучая и сохраняя традиции поколений. Работа ведется совместно со школьным музеем. При организации данного направления проводятся следующие мероприятия: сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры, создаются рукописные книги, альбомы о жизни и борьбе пионеров в годы Великой Отечественной войны и об их вкладе в Победу, приглашаются ветераны на пионерские сборы, организуются встречи с ветеранами в школьном музее, походы по местам боевой славы по территории района, проводятся акции по благоустройству памятников и могил погибших в годы войны, фестиваль «Песни военных лет», оформляется фотоэкспозиция «Памяти павших будьте достойны», где представлены фотографии героев Великой Отечественной войны, а также проводятся экскурсии в Брестскую крепость-герой, мемориальный комплекс Хатынь, Курган Славы.

·        Четвертое направление: «Спадчына», с помощью возрождения национальной культуры вызывается интерес у школьников к фольклору, народным праздникам и обрядам. Основными формами организации используемыми в данном направлении являются работа школьного музея, участие молодежи в празднике деревни, «Купалье», «Каляда», «Дожинки» и др., конкурсная программа народного творчества «Родовод», организуются встречи с интересными людьми деревни, с мастерами-умельцами, концерт, конкурс сочинений ко Дню матери, программа семейного отдыха «Главней всего погода в доме», выполнение творческих работ «Моя родословная», «Древо жизни», в которой каждый ребенок может изобразить свою родословную в виде творческой работы, проводятся краеведческие экспедиции по родному краю.

·        Пятое направление: «Природа—наш дом, ты—хозяин в нем», природа является также одним не мало важным фактором в формировании гражданственности. Данное направление включает в себя проведение экскурсий на природу, походов выходного дня, многодневных походов и экспедиций; экскурсий на предприятия, в Беловежскую пущу, по Беларуси, организация природоохранной деятельности (экологические акции: посадка леса, благоустройство родников и муравейников, уборка мусора, сбор семян и т. д.) и научно-исследовательской работы (работа над научными экологическими проектами в рамках районных, областных, республиканских конкурсов), а также проведение республиканского конкурса «Наш чистый лес» и республиканских и областных конкурсов научных эколого-биологических работ школьников. Так же большое значение в процессе формирования гражданско-патриотических качеств играют родители, так как, чтобы стать достойным гражданином в первую очередь необходимо любить и ценить самых близких нам людей – родителей. Поэтому школы активно стараются подключить семью к процессу воспитания. В учреждениях образования проводятся различные мероприятия участие в которых принимают не только дети, но и их родители.

 

свернуть

Прыкладны пералік адукацыйных мерапрыемстваў

акция – действие, осуществляемое в определенный промежуток времени для достижения какой-либо цели, в котором принимают участие коллективы обучающихся;

выставка – собрание творческих работ, продукции, изготовленных (произведенной) обучающимися, расположенных где-либо для обозрения;

выставка-конкурс – собрание творческих работ, продукции, изготовленных (произведенной) обучающимися, расположенных для обозрения, предусматривающее определение лучших работ обучающихся по определенным направлениям деятельности, творчества либо номинациям;

конкурс – интеллектуальное состязание обучающихся (индивидуальное или коллективное), имеющее целью определение лучших участников среди учащихся, их лучших работ по учебным предметам или номинациям;

конференция (конкурс работ исследовательского характера) – интеллектуальное состязание обучающихся по представлению работ исследовательского характера (индивидуальных или коллективных) по учебному предмету и их защите в публичной дискуссии;

неделя (декада) – календарный тематический период, в организации и содержании которого комплексно сочетаются различные формы работы с обучающимися по какому-либо направлению деятельности;

олимпиада – состязание обучающихся учреждений образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин;

пленэр-конкурс – организованное соревнование, имеющее целью выделить лучших участников среди обучающихся, их лучшие работы по художественному направлению;

праздник – массовое мероприятие по поводу знаменательной даты, торжественного, радостного события, в котором могут сочетаться различные формы работы с детьми и молодежью (концерт, игра, спектакль и иное);

сбор – встреча (круглый стол, собрание, чтения, форум, ассамблея) группы обучающихся для обсуждения каких-либо проблем и принятия решения для дальнейшей деятельности;

слет – собрание обучающихся, занятых определенным видом деятельности;

смотр – публичный показ с определением лучших результатов деятельности обучающихся по направлениям;

смотр-конкурс – конкурс, предполагающий ознакомление его организаторов с выполнением работ участниками непосредственно в учреждениях образования либо на местности;

спортивные соревнования – это различные по характеру, масштабу, целям специально организованные мероприятия, участники которых в строго регламентированных условиях борются за первенство;

турнир – коллективное (командное) интеллектуальное состязание (конкурс) обучающихся в умении выполнять задания исследовательского характера по учебному предмету и защищать полученные результаты в публичной дискуссии.

турнир – состязание спортивное (интеллектуальное), соревнование по круговой системе, когда все участники (команды) встречаются между собой;

физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия – форма деятельности обучающихся спортивного характера (шествие физкультурно-спортивной колонны в дни государственных праздников, спортивный праздник, спартакиада и иные);

фестиваль – массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового и киноискусства;

чемпионат – состязание, соревнование на звание чемпиона по определенному виду деятельности (по интеллектуальным играм и иным);

экспедиция – поездка, поход группы обучающихся, отряда с каким-либо специальным заданием (составление географических, культурно-исторических, этнографических и иных характеристик местности).

свернуть

Пералік нарматыўных дакументаў па выхаваўчай рабоце