Прафілактычная інфармацыя

Консультация для родителей «НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ»

Консультация для родителей «НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ»

 «Мой   дом   –   моя   крепость» ­   гласит известная   поговорка.   В   идеальном представлении   дом   –   это   место,   в   котором можно   укрыться   от   любой   опасности окружающего мира, в котором всегда можно получить помощь и поддержку. К   сожалению,   действительность   такова, что   родной   дом   оказывается   порой   более опасным, чем улица. Именно собственный дом для   многих   детей   является   тем   местом,   где под угрозу ставится не только их психическое и   физическое   здоровье,   но   и   сама   жизнь.   Причина   ­   жестокое   и   пренебрежительное отношение, домашнее насилие. Что такое жестокое обращение? И в каких случаях можно говорить о домашнем насилии? Жестокое обращение с ребенком —  это  действия  (или  бездействие) родителей  и других членов семьи, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Насилие —   любая   форма   взаимоотношений,   направленная   на   установление   или удержание контроля над ребенком силой. Выделяют   несколько   видов   домашнего   насилия:  физическое,   психическое, сексуальное и… отсутствие заботы. Остановимся на каждом из них отдельно и постараемся понять, чем насилие опасно для детей. Физическое насилие — это побои, телесные наказания, которые часто используются в семьях, где родители, не справляясь с воспитанием ребенка, прибегают к крайним мерам и находят их весьма эффективными. Практика показывает, что у детей, подвергающихся физическому насилию в семье, страдает   не   только   физическое   здоровье.   Такие   дети   отстают   в   психическом   развитии, имеют   низкую   самооценку,   не   доверяют   взрослым.   Уже   в   дошкольном   возрасте,   чтобы избежать наказаний, они становятся  лживыми  и изворотливыми, а свой  гнев в ответ на физическое   насилие   реализуют,   избивая   более   слабых   детей   или   мучая   животных.   В младшем школьном возрасте проявляют немотивированную агрессивность по отношению к окружающим   или   заискивают   перед   ними,   плохо   учатся,   склонны   к   нарушениям дисциплины. В подростковом возрасте у них наблюдаются стойкие изменения личности, которые препятствуют самореализации и приводят к ранней алкоголизации, наркотизации, правонарушениям и аутоагрессивному поведению вплоть до суицида. Психологическое   или   эмоциональное   насилие —   это   поведение   взрослых, вызывающее   у   детей   страх;   это   психологическое   давление   в   унизительных   формах (оскорбление); это обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов; это эмоциональное   отвержение  ребенка;  это   совершение  в  присутствии   ребенка   насилия  по отношению людям.  Психологическое насилие вредит развитию потенциальных способностей детей, тормозит интеллектуальное   развитие,   приводит   к   психосоматическим   расстройствам.   Дети становятся   эмоционально   ранимыми,   социально   беспомощными,   легко   попадают   в конфликтные ситуации и чувствуют себя несчастными. близким него к       для     1 По наблюдениям психологов, у детей постоянно подвергавшихся вербальной агрессии со стороны родителей уже в дошкольном возрасте появляется стремление к физической агрессии,   что   нарушает   их   социальную   адаптацию.   В   подростковом   возрасте,   стремясь компенсировать дефицит родительской любви, они вступают в сексуальные отношения со всеми нежелательными последствиями. Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Детям, которые   подверглись   в   семье   сексуальному   насилию,   свойственны   подозрительность   и недоверие   к   людям,   поскольку   они   пережили   предательство   со   стороны   родителей. Поскольку   у   них   нет   доверия   к   родителям,   им   трудно   формировать   доверительные отношения и с другими людьми, из­за этого круг их общения сужается. Став взрослыми, такие   дети   стараются   избегать   любой   близости   с   другими   людьми,   в   том   числе   и психологической, считая близкие отношения потенциально опасными и непредсказуемыми. У   них   часто   отмечаются   сексуальные   нарушения,   обусловленные   полученной   в   детстве травмой. Пренебрежение основными потребностями ребенка или отсутствие необходимой заботы —   это   невнимание   к   основным   нуждам   ребенка   в   пище,   одежде,   медицинском обслуживании. Дети, обделенные  родительской заботой, имеют задержку физического и психического   развития,   испытывают   серьезные   трудности   в   обучении,   неразборчивы   в установлении   дружеских   отношений,   импульсивны,   безответственны,   склонны   к правонарушениям. В силу дефицита родительской заботы они стремятся привлечь к себе внимание   окружающих   любым   способом   и   попадают   в   конфликтные  ситуации.  

В подростковом возрасте имеют ярко выраженное сексуальное поведение. Важно   подчеркнуть,   что   домашнее   насилие   создает   условия   для   процветания насилия в обществе. Взрослея, бывшие жертвы сами часто становятся насильниками. Если у Вас есть все основания полагать, что ребенок Ваших знакомых страдает от домашнего насилия, постарайтесь построить доверительный диалог с его родителями. Не упрекайте их за допущенные ошибки, а проявите симпатию к ребенку и сочувствие к родителям,   которые   наверняка   испытывают   какие­то   трудности   в   его   воспитании.   Не исключено, что мать ребенка, сама подвергается домашнему насилию. А это означает, что она  не может   помочь  своему  ребенку,  потому   что  сама  нуждается  в  помощи.  В   такой ситуации помочь может только психолог. Следовательно, ее необходимо «замотивировать» на обращение к психологу, т.е. показать ей, чем такое обращение для нее выгодно, что она получит в результате консультации психолога. А получит она не только эмоциональную поддержку, но и возможность,  опираясь  на свой  жизненный  опыт, реализовать скрытые ресурсы и изменить свою жизнь к лучшему. Если родители уходят от обсуждения проблем в отношениях   с   ребенком,   можно   порекомендовать   им   обратиться   к   психологу   в центр «Семья»,   чтобы   обсудить   поведение   ребенка   со   специалистами   и   найти   к   нему   такой подход,   который   сделает   общение   в семь психологически комфортным. Если конструктивный разговор не дает никаких результатов, а судьба ребенка по­прежнему вызывает   у   Вас   беспокойство,   следует   дать   официальную   информацию   в   органы опеки и попечительства.

свернуть

Профилактическое занятие «Цена удовольствий. Вредные привычки: за и против»  с учащимися 5-7 классов

Профилактическое занятие «Цена удовольствий. Вредные привычки: за и против»  с учащимися 5-7 классов

Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оформление: Презентация «Алкоголь и алкогольная зависимость

Эпиграф:

« Пьянство есть упражнение в безумии»                                                        Пифагор.

Ход занятия

  1. ПедагогТема нашего занятия «Цена удовольствий. Вредные привычки: за и против». А поговорим   мы сегодня об одной из вреднейших  привычек – об  алкоголе и алкогольной  зависимости.

Показ видеоролика «Будь сильным!»

Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют актуальность в наше время:

Слайд 1, 2.  Слайд 3.

Для пьянства есть такие поводы: Поминки, праздник, встреча, проводы, Крестины, свадьбы и развод, Мороз, охота, Новый год, Выздоровленье, новоселье, Печаль, раскаянье, веселье Успех, награда, новый чин, И просто пьянство – без причин. (Перевод С. Я. Маршака)

Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка? Обратимся к истории.

История изготовления спиртных напитков уходит вглубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э.— с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. В Греции вино считалось даром богов. Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь» ,что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. На протяжении 13 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники Корана жестоко карались.

На Руси простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.

Педагог: Так что же такое алкоголизм? Чем он опасен?

Слайд 3.

Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. Как правило, происходит концентрация внимания на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке. Невозможность избавиться от мыслей о бутылке спиртного, внять голосу разума и отличает личность алкоголика от просто выпивающих людей.

Слайд 4.  В народе говорится: « Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит». Для алкоголика характерно огрубление личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, психофизические изменения. В начале пропадают те тонкие движения души, которые скрашивают отношения в семье. Пьяница уже не скажет никому ласкового слова. В последующем очерствение характера сопровождается грубостью и даже жестокостью. Пытаясь скрыть факт покупки вина, пьяница начинает лгать. Это ведет к потере уважения к пьянице как дома, так и на работе. Будучи раздраженными постоянными конфликтами с пьяницами, члены его семьи и коллектива сами становятся невыдержанными. Пьяница же снова ищет утешения от возникающих скандалов в вине. Образуется как бы порочный круг.

Слайд 5. Итак, алкоголизм развивается по такой схеме:

  1. Начальная фаза. Опьянение свыпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.
  2. Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к вину и водке.
  3. Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

 Слайд 6. «Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты»,— писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Белая горячка - наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Её симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинации несколько затухают, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте.

Слайд 7. У здорового ребенка не может влечения к спиртному. Напротив, вкус и запах алкоголя вызывают у него отвращение. К употреблению хмельных напитков детей толкает любопытство. Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции и т. д. Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении. Такое отравление представляет большую опасность для подростков, организм которых высоко чувствителен к токсическим веществам. Особенно ранима нервная система, головной мозг. А опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребенка.

Слайд 8. Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений. Каждое третье дорожно – транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения. Чем же объясняется повышение риска аварий, у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения? Пьяный человек хуже различает цвета, плохо реагирует на изменения красного и зеленого цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух, поэтому за рулем автомобиля, за пультом управления станком или прибором не может быть] места людям, склонным к употреблению вина. По нашему законодательству, уже сам факт пьянства водителя автотранспорта влечет уголовное наказание. Ведь в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления. Но разве не источник повышенной опасности пьяный пешеход, неожиданно появляющийся перед быстро идущим транспортом, который уже невозможно остановить, не вызвав катастрофы. Водитель, как правило, старается спасти лезущего под колеса нарушителя уличного движения. Но водитель зачастую губит других прохожих, заезжая, например, на тротуар или врезаясь в другую машину с людьми. В любом случае пьяный на дороге — помеха движению и источник аварий!

Слайд 9. «Хмельное толкает людей на преступление,— писал Джек Лондон.— Мне сотни раз приходилось наблюдать, что люди делают во хмелю то, чего они никогда не сделали бы в трезвом состоянии. Затем преступление влекло за собой обычные последствия, и человек окончательно погибал. Мне иногда случалось посещать товарищей в тюрьме до их отправления на каторгу, и я не раз слышал обычную для них фразу: «Если бы я не был пьян, я бы этого никогда не сделал». А делались под влиянием хмельного подчас такие ужасные вещи, что при всей моей толстокожести даже мне приходилось содрогаться».

Установлено, что пьяными совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем также результат пьянства. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде.

Человек должен отвечать за свои поступки, даже если он сильно пьян. Конечно, в состоянии опьянения он теряет самоконтроль, но это не снимает с него ответственности за содеянное. Российское законодательство определяет, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения не освобождается от уголовной ответственности.

 Слайд 10. «Алкоголь, - писал И. П. Павлов,- гораздо больше горя причиняет, чем радости, всему человечеству, хотя его и употребляют ради радости. Сколько талантливых людей погибло из-за него!» Систематическое злоупотребление спиртным приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Это умственное оскудение очень ярко описал Сергей Есенин в поэме «Черный человек»:

Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль , как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь.

Слайд 11. Как любому химическому яду, наркотику, алкоголю свойствен собственный тип отравления, специфическое воздействие на личность. При этом у многих людей, страдающих алкоголизмом, появляются сходные черты, подобно тому, как это бывает при психических заболеваниях, имеющих характерные симптомы. Для алкоголиков типично ограничение круга, их интересовконцентрация внимания на удовлетворении желания выпить. В этом отношении алкоголики похожи друг на друга, как родные братья и сестры.

Слайд 12. Средняя продолжительность жизни алкоголика не превышает обычно 55 лет. Из 100 самоубийц – половина алкоголики.

 Слайд 13. Алкоголь парализует волю, так необходимую спортсмену в процессе подготовки и проведения соревнований. Известен случай, когда сильнейшая восьмерка гребцов английского клуба намного опередила своих соперников, выйдя в финал. В честь этого спортсмены позволили себе выпить по бокалу шампанского на приеме у мэра. Ио на следующий день они неожиданно резко сдали свои позиции и едва удержались на третьем месте, хотя по всем показателям могли претендовать на лидерство. Известный футболист А. Старостин пишет в своих воспоминаниях: «Кружка пива — ведро пота. Так принято говорить среди футболистов. Это значит: чтобы устранить вред от выпитой кружки пива, надо на тренировках пролить ведро пота. Потерять форму можно в один день. Чтобы приобрести форму, нужно затратить месяц».

 Слайд 14. Пьянство породило целую систему диких питейных обычаев. Вот как сказано об этом в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных Есть нелегкая одна. Если встреча, если праздник, Значит, пей и пей до дна! Пей одну, и пей другую, И седьмую, и восьмую,— Просят, давят, жмут «Друзья»! Ну, а если не могу я, Ну, а если мне нельзя? Ну, а если есть причина Завтра утром в форме быть? Значит, я уж не мужчина? Хоть давись, но должен пить! А ты сможешь сказать «нет» ?

Педагог. Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.

Запомните: Кукловоды - манипуляторы одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком.

Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто — отвечать: «Да, мне это слабо!». Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя не добьется. Иногда могут сказать: «Ты что - дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?» В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?»

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода». Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

  • Не бойся выглядеть недостаточно умным!
  • Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

Педагог: Давайте проверим, что вы знаете и что вы не знаете об алкоголе.

Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения. Если ты считаешь утверждение истинным, то произносите  слово «верно», если ложным – «неверно».

  1. Алкоголь является нарковеществом.
  2. Большинство алкоголиков - пропащие люди и лентяи.
  3. Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.
  4. Черный кофе и холодный душ очень хорошо отрезвляют человека.
  5. На равное количество алкоголя все люди реагируют одинаково.
  6. Алкоголики пьют ежедневно.
  7. Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить.
  8. Алкоголь не повышает температуру тела.
  9. Алкоголь - это стимулирующее, возбуждающее средство.

Дети должны ответить так:

  1. верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.
  2. неверно. Около 95-98% алкоголиков - обычные люди, которые работают, имеют семьи.
  3. верно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином или водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.
  4. неверно. Единственное, что может отрезвить человека, -это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.
  5. неверно.Реакция на алкоголь очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость) и др..
  6. неверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.
  7. неверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.
  8. верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.
  9. неверно. Алкоголь - это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.

Слайд 15. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей» Джек Лондон.

Рефлексия: Было ли полено для вас занятие? Что нового узнали? Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди!

свернуть

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

 

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

 

"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

 

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

 

эмоционально чувствительные, ранимые;

настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;

негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);

склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;

склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;

пессимистичные;

замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

 

Классификация суицидальных проявлений

Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

 

Степени выраженности суицидального поведения:

 

Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.

Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

 

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).

 

Демонстративные и истинные попытки суицида

Специалисты разделяют суицидальные попытки:

на истинные;

демонстративные;

шантажные.

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все".

Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.

 

Мотивы и поводы суицидального поведения

Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:

 

  1. Личностно-семейные конфликты:

несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;

потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;

препятствия к удовлетворению актуальной потребности;

несчастная любовь;

недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.

 

  1. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.

 

  1. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.

 

  1. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

боязнь наказания или позора;

самоосуждение за неблаговидный поступок.

 

  1. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

несостоятельность, неудачи в учебе или работе;

несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.

 

Эти мотивы редко служат причиной суицида.

 

  1. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.

 

Целями суицида могут быть:

 

  1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.
  2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.
  3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.

 

  1. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.

 

  1. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.

 

Постсуицидальный период

Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:

 

конфликт и его значимость для субъекта;

принятие суицидального решения;

личное отношение к суициду.

 

Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:

 

  1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия.

 

  1. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.

 

  1. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб.

 

  1. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.

 

Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.

 

Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков

Формирование представлений о смерти проходит несколько этапов. Ребенок формально знаком с атрибутами ухода из жизни, но знания не соотносятся с собственной личностью или личностями близких. Конечность жизни представляется как длительное отсутствие. Привлекает возможность считаться умершим для окружающих, но наблюдать за ними со стороны и видеть раскаяние своих обидчиков. Страх смерти отсутствует, и при "игре в смерть" ребенок не испытывает отрицательных эмоций. Не осознавая серьезности последствий, он может совершать и опасные для жизни шалости, и покушения на самоубийство.

 

Со временем становится адекватным представление о смерти как о конце жизни. Формируется страх смерти, который носит чаще формальный характер и не связывается с ценностью собственной жизни. Некомпетентность детей лежит в основе использования ими в суицидальных целях "невинных" с точки зрения взрослых веществ (конторский клей, шампунь).

 

С другой стороны, дети прибегают к калечащим способам покушения на свою жизнь, не понимая их крайней опасности (падение с высоты, попытки к самоутоплению, самоповешению). Подростки нередко "переигрывают" демонстрацию, когда, не имея целью лишить себя жизни, совершают суицидальную попытку, принимая таблетки в яркой упаковке, и т. д.

 

Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация для ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц. У подростка с его максимализмом, эгоцентричностью, неумением прогнозировать свою жизнь, создается ощущение безысходности, рождается чувство отчаяния, одиночества. Это совершенно неожиданно для окружающих его взрослых делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка.

 

Становится понятна условность деления суицидального поведения в детском и подростковом возрасте на истинное и демонстративно-шантажное. Все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные и подвергать глубокому анализу каждый факт покушения на самоубийство.

 

Подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут. Объясняют его "несчастной любовью", но действительная причина - уязвленное самолюбие, утрата ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников. А возможно, и необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности. Суицид, совершаемый перед школой, может свидетельствовать о серьезном конфликте с учителями или администрацией. Иногда "игра со смертью" является шантажом, спровоцированным наказаниями, несправедливыми, по мнению подростка, и окрашена чувством мести, желанием доставить обидчику большие неприятности. Истинное суицидальное поведение обычно возникает в тех случаях, когда жизнь ударяет подростка по "слабым местам" и порождает мысли о неполноценности. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарований; последней каплей может стать ничтожный повод.

 

Подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать "сплошным затянувшимся конфликтом". Подросток по-своему реагирует на происходящее, что связано прежде всего с его личностным самоутверждением. Это выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля, покровительства взрослых и распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Почти инстинктивно он объединяется со сверстниками, главным образом, с целью общения. Самоутверждение и общение чрезвычайно важны для подростка. Блокирование этих потребностей может вызвать тяжелый внутренний конфликт - причину суицида.

 

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под влиянием психоактивных веществ повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

 

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют родственников, покончивших с собой.

 

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства - это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Так ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда закончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

 

Депрессивные расстройства

Подростковые депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью подразделяют на: детский вариант депрессивного синдрома, девиантный, ипохондрический, астенический, вариант с преобладанием типично подростковых симптомов, а также типично-депрессивный вариант синдрома.

 

Детский вариант наблюдается у суицидентов в возрасте 6-12 лет. Депрессия выражена минимально. Дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление, раздражительны, капризны. В играх наблюдается "погребальная" тематика (похороны игрушек и домашних животных; рисунки с изображением могил, гробов; фантазии на тему собственных похорон). Взрослые обычно не обращают на это внимание, и попытки самоубийства оказываются для них полной неожиданностью. Поводом служит незначительный конфликт. Суицидальные попытки травматичные и чаще всего завершенные. Повторные суицидальные попытки бывают тогда, когда отсутствует ранняя диагностика и лечение.

 

Девиантный вариант наблюдается в возрасте 10-14 лет. Отмечается обилие не свойственных ранее подростку различных нарушений поведения - от грубости и конфликтов с домашними до бродяжничества, алкоголизации и сексуальных эксцессов. Такое поведение создает почву для конфликтов с окружающими, служит поводом для наказания. Увеличивается суицидальная опасность. При своевременной диагностике и адекватной терапии не свойственное ребенку поведение довольно быстро исчезает, и появляется критическое отношение к суициду.

 

Ипохондрический вариант депрессии встречается чаще в возрасте 12-16 лет. Появляются жалобы на состояние здоровья. Аффект тревожно-тоскливый, с раздражительностью, ощущением покинутости, одиночества. Неприятные ощущения в теле рассматриваются как проявления неизлечимого заболевания. Под предлогом болезни запускается учеба. Затрудняется контакт со взрослыми. "Непонимание" окружающими их переживаний создает непереносимые, безвыходные, по мнению подростков, ситуации. Адекватная терапия и помощь психолога способствуют преодолению этих симптомов.

Астенический вариант депрессии характерен для подростков 12-16 лет. Первые признаки: затруднения в учебе, являющиеся причиной психической заторможенности. Исчезают прежние увлечения, интересы, появляется душевная вялость, безынициативность; подростки говорят о скуке и унынии. Может наблюдаться тревога. Сон достаточный, но у подростка ощущение бессонницы. Ребенок продолжает ходить в школу, пытается вести прежний образ жизни, но ему это не удается. Возникают конфликты, которые он принимает слишком близко к сердцу. Суицидальные попытки совершаются не в момент наивысшего эмоционального напряжения, а по прошествии некоторого времени. Риск возникновения повторных попыток очень велик.

 

Депрессивный синдром с преобладанием типично-подростковых симптомов свойственен подросткам возраста 16-18 лет. Размышления о смысле жизни и сущности смерти приобретает характер навязчивости, бесплодного, депрессивно окрашенного мудрствования. Суицидальное поведение с конфликтами не связано, а является длительным результатом размышлений о жизни и смерти. При неудаче суицид повторяется. Синдром может быть проявлением вялотекущей шизофрении.

 

Сюда же относится и неудовлетворенность собой, особенно у девочек, которая может быть иногда настолько сильно выражена, что приобретает депрессивную окраску, и незначительная психотравма может повлечь суицид.

 

Депрессивные состояния с типичной симптоматикой наблюдаются в возрасте 16-18 лет. Характерны тревога, страх, самоуничижение. Суицидальные попытки совершаются на пике психического напряжения - любым способом, удобным в ту минуту. После неудачи тревога и депрессия идут на спад, но это состояние обманчиво. При отсутствии адекватного лечения попытка повторяется. Таким образом, нарушение поведения, снижение успеваемости, конфликтность, капризность, обидчивость бывают проявлением депрессивного синдрома. Взрослые такое состояние оценивают как лень, распущенность, следствие плохого воспитания. Подростков упрекают, стыдят, наказывают. Родители, объединившись с учителями, применяют различные меры воздействия на подростка.

 

Подобная неадекватная оценка душевного состояния депрессивного подростка создает тяжелейшие конфликтные ситуации и толкает на самоубийство.

 

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду:

 

  1. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.

 

  1. Чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.

 

  1. Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.

 

  1. Психологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми.

 

  1. В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.

 

  1. При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.

 

  1. Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства.

 

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

 

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

 

  1. Словесные признаки.Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";

косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";

много шутит на тему самоубийства;

проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 

  1. Поведенческие признаки. Подросток может:

раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;

демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде - стать неряшливым;

- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

 

  1. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:

социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

предпринимал раньше попытки суицида;

имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

слишком критически настроен по отношению к себе.

 

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

 

  1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

 

Рекомендации родителям

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

 

Родителям можно рекомендовать:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  • записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

 

 

Тест для родителей

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

 

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

 

  1. Рождение вашего ребенка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете, кто его любимый учитель?
  13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
  14. Вы первым идете на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

 

Подсчет результатов

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

 

свернуть

Беседа: "Последствия употребления курительных смесей"

Беседа: "Последствия употребления курительных смесей"

Цели:

  • показать негативное влияние курительных смесей на человека,
  • подчеркнуть социальную и личную значимость здорового образа жизни.

 Задачи:

  • раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к курительным смесям;
  • показать последствия этой вредной привычки для человека;
  • формировать отрицательное эмоциональное отношение к курительным смесям;
  • подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни.

 

Начало двадцатого века ознаменовалось тем, что массовую популярность,  особенно среди молодежи приобрели курительные смеси. Если верить рекламе, то при курении смеси можно получить вполне безобидный, и даже привлекательный эффект. Это и очищение организма, и релаксация, и повышение жизненного тонуса и настроения. Все эти блага предлагаются сразу без особых усилий, стоит лишь только затянуться волшебной травой. Причем каждый из нас знает о пагубном влиянии на организм наркотиков, а о том, что курительная смесь вызывает в конечном итоге тот же результат, задумываются немногие. Так  в чем же заключается вред курительных смесей? Для начала надо разобраться – что же это такое?

Существует два вида курительных смесей: смесь из натуральных растений; химически обработанная  травяная смесь. В состав первого вида входят растения с галлюциногенными свойствами – гавайская роза, шалфей предсказателей, голубой лотос. Для достижения необходимого эффекта компоненты берутся в строго определенных пропорциях. Смеси  второго вида обрабатываются синтетическим каннабиноидом, который по галлюциногенным свойствам  в пять раз сильнее естественного. Отсюда следует, что и привыкание развивается гораздо быстрее, чем курение конопли, где присутствуют естественные каннабиоиды.   Состав курительной смеси оказывает однозначно негативное влияние на здоровье человека.

Влияние смеси на организм

Местная реакция обусловлена раздражающим действием дыма на слизистые оболочки полости рта и дыхательных путей. При курении возникает кашель, охриплость голоса. Если курение регулярное, то возникает хроническое воспаление в носоглотке, проявляющееся ларингитом и фарингитом. Затем в воспалительный процесс вовлекаются бронхи с развитием бронхита и бронхиальной астмы. Резко увеличивается вероятность онкологической патологии  ротовой полости, верхних дыхательных путей и легких.    Центральные реакции на организм имеют весьма разнообразные проявления и выражаются в эйфории, беспричинном плаче или смехе, галлюцинациях. Возможно нарушение ориентировки в пространстве, уменьшение концентрации внимания. Если употребление смесей продолжается, то возникают необратимые изменения центральной нервной системы из-за деструктивных процессов. Повреждение головного мозга может вызвать развитие психоза, а в таком состоянии человек становится опасен для себя и окружающих. Дозирование смеси практически невозможно, поэтому токсические реакции имеют разную степень выраженности – от тошноты, рвоты, сердцебиения вплоть до судорог, потери сознания и комы.

Признаки употребления курительной смеси: резкая смена настроения, происходящая без видимой причины; беззаботная оживленность и активность, сменяющаяся вялостью, безучастием, равнодушием; нарушение ритма сна – вялость и сонливость днем, бессонница и активность в вечернее и ночное время.

Последствия курения спайса

Зависимость от спайса изменения привычного ритма приема пищи – отсутствие аппетита в течение всего дня,  жадное употребление большого количества еды вечером или ночью; полная безучастность к событиям, происходящим в семье; проявление нетерпимости, раздражительности, агрессивности по отношению к окружающим без видимой причины.

Последствия употребления

Медицинские последствия: развитие нервного расстройства в виде депрессивного синдрома, вплоть до суицидальных наклонностей; формирование физической и психической зависимости, ничем не отличающейся от наркотической; нарушение деятельности центральной нервной системы в виде снижения памяти, мышления, понимания, потери координации движений и эмоционального контроля; психические изменения личности, вплоть до распада личности; нарушение половых функций; снижение защитных свойств организма – иммунитета; развитие тяжелых заболеваний – сердечно-сосудистых, сахарного диабета, онкологической патологии; возможность смертельного исхода из-за передозировки. Не менее серьезными являются и социально-психологические последствия, в результате которых рушатся социальные связи, происходит потеря работы, появляются ограничения на определенные виды профессиональной деятельности. Возникшая зависимость от курительных смесей толкает на постоянный поиск денежных средств для ее приобретения. Не удивительно, что человек может быть вовлечен в криминальную деятельность. Целью жизни становится лишь поиск возможностей для постоянного употребления курительной смеси.   

Как бросить?

Избавиться от вредной привычки чрезвычайно трудно, но вполне реально. Если родителями замечены первые признаки употребления курительной смеси, то следует немедленно принять меры. Несмотря на то, что зависимость  появляется не сразу, период привыкания очень короткий. И это время следует использовать для предотвращения усугубления пагубной привычки. После появления психологической зависимости бросить курить уже достаточно сложно. Одного волевого усилия мало. Из-за постоянного психологического дискомфорта подростка беспокоит депрессия, беспокойство, раздражительность. Эти явления быстро исчезают, стоит лишь очередной раз затянуться волшебной травкой. Пропасть расширяется и скоро возникает физическая  зависимость. Развивается самая настоящая «ломка». Подросток попадает в порочный круг, из которого ему самостоятельно никак не выбраться. Если на первом этапе отказ от курения еще возможен, то в последующем без квалифицированного специалиста не обойтись.

свернуть

О вреде электронных сигарет  

О вреде электронных сигарет

 

Вред электронных сигарет, так же как и их польза, вызывают массу споров и среди потребителей этой технической новинки, и среди биологов, химиков, медиков.

Ученые предупреждают о том, что входящие в состав жидкости для курения никотин и ароматизаторы  могут нанести существенный урон здоровью. В результате курильщики запутываются еще больше, не зная, что предпочесть – продолжать смолить обычные сигареты, или все же перейти на электронный вариант.

Считается, что по сравнению с обычным курением, вред электронных сигарет минимален. Однако достоверно сказать об этом можно будет лишь через 10-20 лет, когда это изделие пройдет испытанием временем, а заядлые электрокурильщики будут всесторонне обследованы на предмет имеющихся проблем со здоровьем. Впрочем, некоторые факты настораживают уже сейчас.

Часто курильщику, перешедшему с обычных сигарет на электронные, не хватает тех ощущений, которые он получал, вдыхая табачный дым. Ведь электронная сигарета, по сути, обычный ингалятор. Но пар и дым понятия разные, и конечно же, дым обычной сигареты и пар электронной отличаются производимым эффектом. Пытаясь добиться прежних ощущений, многие курильщики пытаются увеличить крепость жидкости, чтобы получить нужный throat hit — «удар по горлу». А это – прямой путь к передозировке никотина.

Еще одна ловушка, ожидающая электрокурильщиков – соблазн курить чаще и больше. Осознание того, что е-сигарета «практически безвредна», и курить ее можно «где угодно и сколько угодно», часто играет с потребителями этого электронного чуда злую шутку. Особенно часто на эту удочку попадаются те, кто использует жидкости для электронных сигарет или готовые картриджи с минимальным (LOW) содержанием никотина. Человек начинает курить (парить) не в пример больше тому, как делал это раньше, искренне считая, что особого вреда организму не наносит.

Результат – все та же передозировка никотина со всеми вытекающими «прелестями» — головокружением, головной болью, тошнотой, повышенным слюноотделением, болью в животе, диареей и выраженной общей слабостью.

Да, курильщик может значительно снизить вред электронных сигарет, самостоятельно контролируя концентрацию никотина, используя картриджи или жидкости с меньшим его содержанием. Но ведь привычка держать в руках сигарету, делать затяжки, сопровождать сигаретой важный разговор или какое-то действие никуда не уходит. А значит, не решается главная проблема – психологическая зависимость от курения. По этой причине многие наркологи считают электронные сигареты наименее эффективными в борьбе с курением.

Более того, со временем, привычка курить электросигарету превращается в своеобразный ритуал, а для некоторых и в показатель статусности — этакий кич. Такие люди обречены на психологическую зависимость от электронной сигареты. Им доставляет удовольствие со знанием дела выбирать и покупать комплектующие, смешивать разные варианты жидкостей. Они общаются на специализированных форумах, делятся секретами и впечатлениями о новых покупках. Можно ли здесь говорить об отвыкании от курения? 

Еще один аспект вреда электронных сигарет заключается в невозможности курильщика самостоятельно проконтролировать состав готовых жидкостей и картриджей. Не так давно Администрацией по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США была произведена экспертиза продукции нескольких производителей электронных сигарет. В частности, тестировались жидкости и картриджи для электронных сигарет. Выяснилось, что нередко в жидкостях присутствовали незаявленные в составе вредные примеси, например, нитросамин – вещество, способное спровоцировать онкологические заболевания.

В ряде случаев в безникотиновых картриджах был обнаружен никотин. Вероятно, недобросовестные производители таким образом пытаются продлить срок отвыкания потребителя от сигареты, подкармливая живущего внутри каждого курильщика маленького «никотинового монстра».

На сегодняшний день медики согласны с производителями лишь в одном: вред электронных сигарет существенно меньше, чем при обычном курении. Однако достоверно говорить о мере их безопасности можно будет лишь спустя несколько лет, а то и десятилетий, после проведения клинических испытаний и серьезных научных исследований.

Электронные сигареты и никотин. Что бы там не писали производители электронных сигарет, но они как-то обходят стороной вред от никотина.

Никотин — основное вещество содержащееся в табаке, вызывающее зависимость, является третичным амином. При курении электронных сигарет никотин попадает в легкие и там быстро всасывается в кровь. Уже через 8 секунд после затяжки электронной сигареты он попадает в мозг. И только через 30 минут после прекращения курения электронной сигареты концентрация никотина в головном мозге начинает снижаться, т.к. он начинает распределяться по всем тканям и органам в организме. Способность никотина связываться с холинергическими и никотиновыми рецепторами центральной нервной системы и другими структурами, обуславливает возникновение пристрастия к никотину. Кроме того никотин способствует сужению кровеносных сосудов из-за этого начинается кислородное голодание головного мозга и других органов. Особенно опасно такое сужение кровеносных сосудов в возрасте 45-50 лет, так как в разы увеличивается вероятность инсульта. Сосуды под действием никотина постепенно истончаются, теряют эластичность – а это приводит к геморрагическому инсульту, заболеваниям сердца (инфаркт миокарда), почек, развивается атеросклероз сосудов нижних конечностей (который приводит к гангрене нижних конечностей и ампутации). Никотин – является одной из причин приводящих к болезни Бюргера.  Производители электронных сигарет забывают упомянуть и о том, что никотин вызывает мутации клеток, и в следующих поколениях эти мутации только возрастают. Так курящая бабушка которая умерла в 100 лет, своим детям передала мутированные гены и ее дочь уже не доживет уже до 100 лет, кроме того эти мутированные гены передадутся и внучке даже если ее мать не курила, и внучка проживет еще меньше или будет мучиться онкологическими заболеваниями.  Это не весь вред от никотина, ниже будут даны ссылки о вреде никотина, а мы с вами будем дальше разбираться о вреде от электронных сигарет, и будем читать наш отзыв врачей об электронных сигаретах.

Производители электронных сигарет утверждают, что их сигарета поможет человеку бросить курить, давайте разбираться дальше. У курильщика имеется психологическая зависимость от курения. Психологическая зависимость – это неконтролируемая тяга к чему либо. В нашем примере – это к курению. Может ли электронная сигарета помочь в преодолении психологической зависимости? Думаю, что нет. Ведь человек будет курить электронную сигарету, которая имеет очень похожую форму, он будет продолжать считать, что курение остается значительной частью его жизни, у него не будет никакого изменения отношения к курению и сигарете. Человек будет так же курить электронную сигарету для снятия стресса, для расслабления и постепенно электронная сигарета заменит обычную и человек останется курильщиком, только курильщиком электронных сигарет.

У курильщика формируется еще и физическая зависимость от никотина. Физическая зависимость – это физиологическая потребность организма в очередной дозе какого-либо наркотического вещества, а никотин является наркотическим веществом (это мнение авторитетных американских специалистов). Производители электронных сигарет в своих рекламных статьях пишут о превосходных свойствах сигарет и о содержании в картридже только очищенного никотина и вкусных добавок, а это все равно, что наркоману рассказывать о превосходном автоматическом шприце, который содержит только чистый героин с разными вкусами. Курильщику то от этого не лучше, ведь электронная сигарета СОДЕРЖИТ НИКОТИН. Именно из-за никотина человеку так трудно бросить курить. Именно никотин вызывает зависимость. А это выгодно только производителям электронных сигарет. Электронные сигареты опасны тем, что содержат никотин, который как известно убивает даже лошадь. Но как же так? Спросите Вы, ведь вон сколько курят и живут себе, а тут лошадь и гибнет от одной капли. Враньё? Нет, просто курильщик потребляет никотин постепенно, и эта капля поступает в него в течение всего дня, за это время организм успевает вывести никотин. В США самоубийцы в тюрьмах кончают с жизнью именно пачкой сигарет (если нет других возможностей). Пачка сигарет выкуренная в течение одного часа приводит к смерти, именно в пачке содержится та убийственная капля никотина убивающая лошадь.

Электронные сигареты вредны! Производители предлагают курильщику и дальше употреблять никотин, который вызывает привыкание, для того чтобы он бросил курить. Это все равно, что наркоману предлагать чистый героин для того чтобы он бросил колоться. Чушь, правда? Бросать курить нужно другими способами. Производители электронных сигарет «темнят» с точным составом картриджей, что там намешано и сколько там никотина известно только им.

Выводы:

  • Бросив курить обычные сигареты, не значит, что курильщик избавиться от вредной привычки. Никотин, который формирует зависимость, не позволит бросить электронные сигареты, останется и психологическая тяга к курению. Согласитесь удобно поставлять зависимому человеку картриджи, аккумуляторы и прочие аксессуары.
  • Внушив человеку, что электронные сигареты безвредны, он может увеличить количество и продолжительность курения, а это уже будет вредная привычка с модной, электронной штуковиной в зубах.
  • Всемирная Организация Здравоохранения в данный момент не располагает точными сведениями о составе и вредности электронных сигарет, лишь только производители (Китай, США и др.) утверждают безвредность электронных сигарет.
  •  Парообразное облако в виде дыма не подходит под запрет курения данного типа сигарет в общественных местах, но это не значит, что такое облако не будет раздражать третьих лиц.
  • Не исключено наличие некачественных электронных сигарет (которые могут нанести серьезный вред), так как они не подлежат обязательной сертификации.
  • Категорически против электронных сигарет высказалось и американское управление по контролю за продуктами и лекарствами (FDA). Они взяли на анализы картриджи электронных сигарет и обнаружили там канцерогенные вещества, а так же грубые расхождения о составе картриджей.
  • На человеческой зависимости от никотина будут наживаться зарубежные компании и перекупщики. Основные поставщики – это Китай и США. Зачем нам вкладывать деньги в потенциальных противников? Лучше давайте становиться ЗДОРОВЕЕ!!!

Если Вы курите, то я искренне хотела бы, чтобы Вы бросили курить, а не подсели на новую, модную, электронную штуковину, которая, как и обычные сигареты вызывает зависимость, да еще и стоит дорого и требует постоянных трат.

Бросайте курить – это сохранит здоровье Вам и вашему потомству!!!

В России всё больше детей курят электронные сигареты прямо в зданиях школ.  В последние годы популярность этих устройств среди учеников стала расти рекордными темпами. Российские педагоги пока не в силах решить, какими способами эффективнее всего бороться с «эпидемией». Тревожная статистика: в 2013 году ученики средних и старших классов стали в два раза чаще использовать электронные сигареты, чем год назад. Медики отмечают, что подобный вид курения очень быстро формирует никотиновую зависимость и в будущем его приверженцы, как правило, переходят на обычный табак.  Врачи также подчёркивают, что 90% курильщиков успевают пристраститься к вредной привычке в подростковом возрасте. Согласно отчёту CDC (США), никотин, содержащийся в электронных сигаретах, обладает ничуть не менее вредным воздействием, чем в традиционных табачных изделиях. Он пагубно влияет не только на общее состояние организма, но также на умственную активность подростков.  Продажа обычных сигарет несовершеннолетним в стране строго запрещена, но относительно электронных устройств столь жёстких правил нет. Электронные сигареты привлекательны для детей и подростков своими вкусом и ароматом, имитирующими ваниль, вишню или шоколадные конфеты. К тому же среди подростков бытует ошибочное мнение, что они не приносят большого вреда здоровью. 

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. 

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.).

Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Наша беседа  подходит к  концу. Закончим хором фразу: курить – здоровью вредить!  Как еще можно продолжить (ответы детей) правильно – КУРИТЬ -  СЕБЕ ВРЕДИТЬ, КУРИТЬ СЕБЯ УБИТЬ,  КУРИТЬ -  ДРУГИХ ТРАВИТЬ И Т.Д.

--Из нашей беседы вы ребята узнали что–нибудь новое для себя, какие сделали выводы (ответы детей) Поделитесь этими знаниями с родителями, подарите  им свой  запрещающий знак, расскажите им что курить - это очень вредно для здоровья и ни когда не вздумайте это сделать сами!

свернуть

Консультация «Влияние алкоголя на женский организм»

Консультация «Влияние алкоголя на женский организм»

 Чрезмерное употребление алкоголя является довольно распространенной проблемой. В даже наиболее цивилизованной стране, есть алкоголь, и Беларусь, разумеется, не стала исключением. Каждый год от отравления алкоголем умирает огромное количество людей, большинство из которых мужчины. Тем не менее, женщины также весьма подвержены зависимости от алкоголя, и спирт может отрицательно сказываться на их здоровье куда больше, чем на мужчинах. Женщины еще с достаточно ранних лет начинают потреблять различные спиртные напитки. Итак, стоит рассмотреть подробнее, в чем же заключается причина развития алкоголизма у женщин. Важно отметить, что женщины обычно начинают пить алкоголь в-основном по причине депрессии, одиночества или апатии. Помимо этого, по стойкости к алкоголю женский организм в целом гораздо слабее мужского. Состояние опьянения наступает куда быстрее, и продолжается дольше, чем у представителей сильного пола. Это можно объяснить тем, что женское тело меньше мужского по размеру, а общая концентрация алкоголя намного выше. Кроме того, у женщин недостаточна выработка фермента, который может успешно расщеплять алкоголь.

Также стоит обратить внимание на ряд психических аспектов. Мужчины обычно более устойчивы к действию алкоголя. Женский организм даже при достаточно малых дозах алкоголя может существенно меняться в худшую сторону. Стоит рассмотреть влияние алкоголя на женщин более детально.

Этиловый спирт, который содержится в каждом алкогольном напитке, в первую очередь оказывает отрицательное воздействие на всю репродуктивную систему. Зачастую одним из побочных эффектов служит повышение потоотделения. К тому же, существенно ухудшается способность к зачатию и последующему вынашиванию ребенка, эта проблема является самой серьезной. Меняется активность половых желез и общий гормональный фон. Яйцеклетки отличаются высокой степенью чувствительности к этому веществу. Выработка эстрогенов становится куда выше, из-за чего страдает общий гормональный фон.

Что касается периода беременности, то в это время лучше и вовсе отказаться от потребления спиртного. Этиловый спирт может проникнуть через плаценту и попасть в организм плода, тем самым нарушив рост и развитие. Подобный ребенок зачастую обладает низкой массой тела и разными аномалиями в развитии. К тому же, возможет выкидыш. Помимо этого, стоит отметить, что алкоголь оказывает влияние на ребенка через материнское молоко во время грудного вскармливания. Женский организм страдает из-за действия на него спиртного. Доказано, что алкоголь способствует увеличению риска развития онкологических заболеваний множества важных органов.

Обращая внимание на данные факты невольно задаешься вопросом: Может ли мать алкоголичка родить здорового ребенка? Рожают ли вообще матери алкоголички детей? Как ни странно - да. В большинстве случаев алкоголики рожают здоровых детей в достаточно молодом возрасте. Однако уже у "хронических" алкоголиков здорового потомства появиться не может. Дети, рожденные в семье заядлых алкоголиков имеют ряд серьезных нарушений в строении и функционировании нервной системы, что в дальнейшем приводит к судорожным припадкам и эпилепсии.

Действие алкоголя на нервную систему

 

Алкоголь поражает всю нервную систему. Нервные клетки оказываются самыми нестойкими к алкоголю. Хорошо известен тот факт, что этиловый спирт вызывает зависимость физическую и психологическую. Все это вызывает серьезную тягу к алкоголю и существенное изменение личности в целом.

Пьющие женщины чаще всего подвержены депрессиям и психозам, которые проходят куда тяжелее, чем у мужчин. Больных алкоголизмом могут часто посещать мысли о суициде. Конечно, это случается лишь при регулярном употреблении алкоголя. В таком состоянии женщины запросто могут попасть в аварию либо спровоцировать ее. Также снижается память и внимание, а интеллект снижается.

Отрицательное влияние алкоголя на кожу

Если женщины испытывают на себе действие спиртного, они вовсе не задумываются о том, насколько отрицательно это сказывается на их коже. Любая женщина всегда хочет выглядеть хорошо, а алкоголь ведет к сильной потере жидкостей организма. Этот эффект происходит из-за достаточно активного выведения жидкостей вместе с мочой. При этом, подобный мочегонный эффект существует как при употреблении слабоалкогольных напитков и более крепких. Кожа становится сухой и сморщенной. Это обычно больше всего заметно на лице.

Если алкоголизм принял хроническую форму, из-за поражения почек, на лице возникает отечность. Из-за регулярного употребления спиртного женщина начинает выглядеть гораздо старше своего возраста. Возникают морщины и весь организм начинает стареть гораздо быстрее. Кроме того, из-за спирта понижаются запасы важных витаминов в организме, отвечающих за выработку коллагена. Это разумеется находит свое отражение на лице. К тому же, поврежденные ткани и клетки теряют способность к регенерации. Итак, для защиты кожи лица стоит отказаться от злоупотребления спиртного.

Алкоголь нарушает микроциркуляцию в организме. Пожалуй, общеизвестным является тот факт, что спирт способствует расширению сосудов и улучшению кровотока, однако подобный эффект является лишь временным. Затем сосуды сужаются. Трофика тканей значительно нарушается из-за их закупоривания. Капилляры могут отмирать, из-за чего кожа приобретает фиолетовый тон и появляется сеточка. Смотрится все это очень непривлекательно. Из-за таких заболеваний, как гепатит и цирроз печени кожа зачастую становится желтоватого оттенка.

Отрицательное влияние алкоголя на сексуальную функцию

Спирт не только отрицательно действует на менструации, процесс зачатия и последующего вынашивания плода и на половую функцию в целом. Женщины, которые злоупотребляют алкоголем, гораздо чаще склонны к различным беспорядочным связям, что зачастую ведет к появлению инфекций, которые передаются половым путем. Порой это также может привести к нежеланной беременности. В результате либо нужно будет сделать аборт, или воспитывать ребенка в недостаточно благополучной семье. Какие-то матери отдают детей в приюты, поскольку не могут воспитать их нормально самостоятельно. При наличии внебрачного ребенка усложняется личная жизнь, поскольку в данном случае женщине будет гораздо сложнее найти мужчину и создать полноценную семью. Что же касается абортов, то в юном возрасте они могут привести к бесплодию. Небезопасные половые связи без применения контрацепции также является достаточно серьезной проблемой. В состоянии алкогольного опьянения женщины могут попросту не осознавать всего происходящего, и затем не помнить, что произошло. Из-за такой половой активности передаются опасные инфекции.

Влияние алкоголя на различные внутренние органы

Алкоголь оказывает серьезное воздействие на весь организм в целом и распространяется на большинство внутренних систем и органов. Среди них можно отметить такие:

 

  • Почки из-за воспалений. Из-за алкогольного опьянения женщины часто оказываются на улице, это обычно и приводит к воспалению. Также следует выделить такие болезни, как цистит и пиелонефрит. Порой также могут воспалиться и мочевые пути. В процессе запоя начинается токсическая нефропатия. При последующем употреблении спиртных напитков может начаться почечная недостаточность и, как итог, летальный исход. Нефропатию обычно сопровождают различные отеки, белок в моче.
  • Сердце тоже страдает при злоупотреблении алкоголем. Этанол значительно нарушает сердечный ритм, и начинается аритмия.
  • Надпочечники. Под воздействием спиртного снижается выработка гормонов, в том числе и щитовидной железы. Из-за неправильного синтеза гормонов начинается истощение либо, напротив, ожирение организма.
  • Печень. Ее функция заключается в том, чтобы обезвреживать разнообразные токсичные вещества, в числе которых можно отметить этиловый спирт. Он ведет к появлению алкогольному циррозу и печеночной недостаточности.

Только ведя здоровый образ жизни можно обеспечить здоровье будущих детей и избежать многих болезней.

свернуть