Рэкамендацыі бацькам

«Формирование культуры здоровья в семье»  

«Формирование культуры здоровья в семье»

 

 

 «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»                                                                                Н.М.Амосов

Здоровый образ жизни - что это такое? Далеко не каждый человек сможет ответить на этот вопрос. На самом деле - все просто. Это – рациональное питание, физическая нагрузка, отсутствие вредных привычек и соблюдение гигиенических и нравственных правил, это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Это образ жизни человека, его поведение, мышление, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья.

 

На сегодняшний день существует основная здоровьесберегающая система – это комплекс составляющих «образование – культура – здоровье», а ее стратегическая цель – это формирование культуры здоровья. Культура здоровья включает теоретические знания о здоровье и практические навыки, используемые в повседневной жизни. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность, как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми. Культуру здоровья можно отнести к области общечеловеческой культуры, в которой формирование ценностей и приоритетов начинается с рождения ребенка и продолжается на всех этапах его развития и обучения. Следовательно, одним из стратегических приоритетов выживания нации, формирования здорового человека и обеспечения его безопасности должна стать «программа» семейного воспитания.

 

Именно семья организует жизнедеятельность человека, определяя материальное положение, образовательный уровень, социально-профессиональный статус и, что особенно важно, духовное развитие. В отличие от факторов, отражающих влияние семьи на здоровье (например, генетических), очень трудно поддающихся какому-либо целенаправленному воздействию или вовсе не подвластных ему, многие характеристики образа жизни (здорового или нездорового) семей можно отнести к числу управляемых факторов.

 

Здоровый образ жизни семьи складывается из нескольких факторов: 

  • Доброжелательные отношения между родителями, бабушками и дедушками.
  • Полезное питание. Здоровая пища должна быть вкусной.
  • Положительные эмоции. Совместно проводимые праздники способствуют дружеским отношениям взрослых и детей.
  • Совместная трудовая деятельность способна сблизить даже незнакомых людей, не то, что членов одной семьи.
  • Воспитание личным поведением, исключающим алкоголь и курение.

Взрослым и детям полезны совместные походы на природу. Зимние прогулки на лыжах и катание с горок на санках. Летнее купание в реке, осенние сборы грибов и ягод. Сочетание свежего воздуха с трудовой активностью способствует профилактике заболеваний, проведению совместного досуга.

 

Выделяют факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека:

  • общегигиенические;
  • физкультрно-оздоровительные;
  • культурно – просветительские;
  • экологические;
  • профилактические.

Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на 20% - от окружающей среды и на 20% оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье наших детей - совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести взрослых. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни. Во время внутриутробного развития плода и в первые годы жизни ребенка здоровье во многом определяется здоровьем родителей, прежде всего, матери. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Пути решения этой проблемы – укрепление здоровья детей:

  1. Начинаем с себя, взрослых - самосовершенствуемся.
  2. Организация здоровьесберегающего пространства вокруг ребёнка.
  3. Компонент самостоятельности (уровень умения самостоятельно заботиться о своем здоровье).

Рекомендации ВОЗ

Рекомендуемые уровни физической активности для детей и молодых людей 5-17

Формы физической активности для детей.

  • Игры.
  • Состязания.
  • Занятия спортом.
  • Поездки.
  • Оздоровительные мероприятия.
  • Физкультура или плановые занятия в рамках семьи, школы.

Преимущества физической активности для молодых людей

  • Укрепление сердечно - сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей.
  • Снижение риска неинфекционных заболеваний.
  • Развитие нервно - мышечной регуляции (координация и контроль движений).
  • Поддержание здорового веса тела.
  • Социальное развитие молодых людей (самовыражение, формирование уверенности в себе).
  • Принятие здоровых форм поведения (например, не употребляют табак, алкоголь, наркотики).
  • Более высокие результаты в школе.

Практика физической активности

Ежедневно, не менее 60 минут в день, либо блоками, в течение дня, два раза по 30 минут.

Более 60 минут – дополнительная польза для здоровья

Дети и молодые люди, ведущие пассивный образ жизни

Рекомендуется прогрессивное повышение активности для указанной цели Активность в объемах ниже рекомендуемых уровней принесет больше пользы, чем полное ее отсутствие.

Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья, формированию культуры здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

свернуть

Родителям подростков нужно знать, что…

Родителям подростков нужно знать, что…

   Взрослея, уже не ребенок, но еще не взрослый, подросток задает себе глобальные вопросы:

   - Кто же я?  Для чего живу? Имею право или не имею? Куда я могу двигаться? На что и кого я могу опираться?  Какое мое место в жизни? И т.п.

   В личностной сфере подростка происходит формирование общих принципов, определений, суждений, убеждений о допустимости и не допустимости, порядочности и не порядочности, приемлемости и не приемлемости его действий в жизни, в планировании своего пути. В психологии это носит название «кризис идентичности», благополучным исходом которого является формирование устойчивой системы представлений о себе и своем месте в мире, а неблагополучным – «потерянность», неопределенность в этих вопросах.

       В эмоциональном плане у подростков также нет еще автономии. Они напоминают аккумулятор. Если заряжен – бегает, интересуется, демонстрирует свою независимость. Как только заряд закончился – он идет подзарядиться к родителям, в семью. Родителям важно не упускать эти моменты: быть чувствительными, открытыми, доступными для общения. Подросток сам придет, все расскажет, поделится своими переживаниями, тайнами, спросит совет. Но, это произойдет не в тот момент, когда родитель хочет узнать о жизни подростка, а только когда он сам решит, будет готов к общению (когда его эмоциональный аккумулятор подсел).

    Формирование благополучной личной идентичности подростка завершается пониманием непрерывности жизни,  причинно-следственных связей его поступков, мыслей, действий и событий жизни, принятием ответственности за себя.

   Как же ищет подросток ответы на свои глобальные вопросы?  Какие способы используют наши взрослеющие дети для ответа на вопрос своего самоопределения, формирование идентичности взрослого человека?  

   Подросток использует следующие механизмы поиска идентичности:

  1. Проверка запретов, границ.

   Нарушая запреты старших, подросток пробует жизнь, задаваясь вопросом: Что можно? Что нельзя?

  Очень важным для себя подросток считает нарушать запреты: « А сойдет мне это с рук или нет?». Подростку просто необходимо для собственного развития «набить шишки» о запреты, осознать их смысл и нужность. Он часто намеренно нарушает определенные правила, проверяя на прочность слово старших, наблюдая последствия своих поступков, совершая связанные с риском действия. Именно поэтому жесткие требования и запреты в общении с подростком противопоказаны, эффект от них оказывается чаще всего обратным. Проводя такие эксперименты, подросток нащупывает те границы, где  «с рук уже не сойдет». Ему любопытно: действительно ли последует наказание за нарушение запретов или можно будет еще ослушаться и действовать по своему усмотрению. Подросток учится принимать ответственность за свои поступки.

   Это происходит как нарушение запретов родителей, семьи, так и общества. Только с помощью нарушения некоторых запретов, принятия их обоснованности, проверки на собственном опыте, подросток учится самостоятельности в жизни.

 

  1. Эксперименты над телом, его выносливостью и возможностями.

    Подростки любят собираться на крышах домов, балансировать над пропастью, стоять у края скалы, прыгать с большой высоты, ездить на максимальной скорости и прочие подвиги совершать. Им интересно: упаду или не упаду, разобьюсь или нет, погибну или все же останусь жив, а если погибну то это как? За этими действиями с риском стоит любопытство, получение драйва от новых ощущений. Совершая действие, связанное с риском, подросток не думает в этот момент о близких, о том, что его поступок может огорчить, напугать родителей и тем более он забывает о том, что его тело может пострадать. Страхи конечно есть.  Только чувство страха подбадривает, усиливает желание совершить рискованный эксперимент. Подростковый возраст, у большинства детей, характерен малой заботой о собственном здоровье. Энергии в этом возрасте много, восстановление организма после нагрузок происходит быстро. Жизнь кажется долгой. Ценности, связанные со здоровым состоянием тела полностью не сформированы. Подростки рассматривают ценность здоровья как способ достигать определенных целей. Есть много любопытства к физическим экспериментам над телом (пирсинг, тату, первая сигарета). О последствиях думать подросток не умеет. Ему интересна жизнь здесь и сейчас.  Подросток мыслит текущим моментом: он не видит последовательности и преемственности между тем, что есть сейчас и тем, что будет когда то. Суждения о настоящем и взгляды в будущее ограничиваются периодом в несколько месяцев: конца четверти или учебного года. Перспектива поступления в другое учебное заведение, обретение профессии, семьи воспринимаются подростком, как другая, взрослая жизнь. По этому, обращенные к ним призывы с рассуждениями о будущем и последствиями его поступков сейчас мало результативны. Эффективнее говорить с подростком о том, что есть сейчас, объясняя, что будущее само по себе не берется ниоткуда, а оно предопределяется настоящим.

 

  1. Идентификация с конкретным персонажем, социальной ролью или группой людей.

  Начинается это как игра. Подросток примеряет разные роли. Он  меняет одежду на кричащую, на ту, которая отличает принадлежность к какому-либо молодежному движению, делает отличительные знаки на теле, меняет прически. Меняя себя, подросток ищет тот образ, который ему ближе, который больше запретен.

  Что же такого привлекательного в подражании, в идентификации?

  Подросток разделяет принятые объектом идентификации модели поведения, считывает и демонстрирует их. Различные варианты поведенческого и внешнего подражания  – это только поверхностный пласт: « Я веду себя как они!». 

  Более глубокий смысл идентификации подростка – получение модели эмоционального реагирования на те, или иные жизненные события. С помощью этой модели подросток становится способным управлять своими эмоциями, выражать их. Опасность в том, что взрослея, подросток может на какое-то время застрять в таком образе, тем самым замедлить свой путь развития.

    У подростка впервые появляются новые эмоции, чувства, которые его всецело захватывают. Он способен чувствовать себя чрезвычайно счастливым или несчастным. Эти эмоциональные  переживания усилены гормональными изменениями организма и кажутся глобальными.  Он сам не может разобраться в этих мощных переживаниях и не всегда понимает, что с ним происходит, не всегда может понять причины этого.  Многие чувства он испытывает впервые! Первая любовь, предательство, разочарование, волнение, стыд, восторг - целый калейдоскоп чувств. Подростку хочется быть хозяином своих субъективных переживаний. Идентификация дает идеальную модель: какие чувства испытывать, в какой момент, когда быть счастливым, когда несчастным. И происходит это в кругу единомышленников, что само по себе для подростка значимо.

Бороться с этими механизмами бессмысленно. Так как они являются для подростка естественными. Он учится жить самостоятельно.

   Взрослые часто видят источник проблем в том, что подросток выбрал не подходящий объект для идентификации: « Не та музыка играет в его комнате, кумиры не те, приятели плохие». У взрослеющего ребенка всегда есть выбор: какое общество предпочесть. Компания насильно  к себе не затягивает. Причина выбора «плохой» компании – это отсутствие альтернативной компании, которая вела бы социально приемлемую деятельность эмоционально привлекательную для подростка.

   Не надо недооценивать интеллект подростков. Если у них есть выбор между компанией с примитивными интересами (собраться в подвале с пивом), или той, которая ведет более активную деятельность (отправиться в поход с ночлегом, костром и песней под гитару), он выберет вторую, тем более она более эмоционально привлекательна.

 

   Подростки часто жалуются: « У этих родителей только два вопроса: Что получил? И  Что задано? А что со мной происходит на самом деле, их не интересует!». Появляются обиды на взрослых. В подростковом возрасте особую значимость имеет общение со сверстниками. Сверстники воспринимаются как авторитетные фигуры.  Подростки часто делятся своим сокровенным с друзьями, не доверяют родителям.  Авторитет взрослых снижается. Поэтому важно способствовать высказываниям мыслей молодых людей.  Взрослым стоит научиться интересоваться внутренним миром и переживаниями подростка грамотно. Вопрос об уроках должен быть задан в последнюю очередь, номером десять. А главное, что должно интересовать родителей: что нового узнал, как складываются отношения с друзьями, какие новости во дворе и в школе.

    Родители, общество должны услышать и понять взрослеющего ребенка. Быть отзывчивыми и давать свободу. Уметь отпускать и приближаться, когда того требует ситуация. Можно создать среду, в которой подросток найдет способ реализовать свои интересы, в приемлемой для общества форме. Если такой среды у подростка нет, то он сам ее найдет, но сделать это может не совсем удачно. И конечно, подростку необходимы справедливые запреты, ограничения, четкие границы в сочетании с возможностью принимать решения самостоятельно и нести ответственность за свои поступки.

свернуть

Консультация для родителей «Как научить ребенка быть ответственным за свои поступки»

Консультация для родителей

«Как научить ребенка быть ответственным за свои поступки»

 

Родители должны понимать, что обучение ребенка ответственности потребует от них большого количества времени и усилий.

  1. Четко объясняйте ребенку позитивные и негативные последствия

Когда в вашей жизни что-то происходит, используйте это в качестве примера. Попросите ребенка подумать о различных ситуациях и сказать вам, что может произойти, если он поступит определенным образом

  1. Не отклоняйтесь, не отступайте от правил

Это основа обучения детей ответственности. Иногда родителям проще настоять на своем, но, если вы не опишете последствия сейчас, позже вам будет гораздо труднее добиться от ребенка соблюдения правил.

  1. Наглядно демонстрируйте прогресс и достижения ребенка

Дети любят наглядность. Прикрепите на дверь диаграмму, на которой отображаются успехи и ошибки ребенка. Когда ребенок делает что-то хорошее, награждайте его определенным количеством баллов, которые затем отобразите на графике.

  1. Помогайте ребенку понять, что он уже взрослый

Подкрепляйте чувство ответственности ребенка, возлагая на него обязанности по дому по мере взросления

  1. Давайте ребенку возможность для ответственных поступков

Дайте ребенку список хозяйственных работ по дому. Так он сможет выбрать для себя обязанности и подумает над тем, как их правильно выполнить. Это позволит ребенку ощутить ответственность и повысит его самооценку.

  1. Не спешите помогать ребенку

Старайтесь не «склеивать осколки», когда ваши дети переживают последствия собственного плохого решения.

  1. Позволяйте ребенку помогать вам

Объясните ему, что он может сделать очень многое, чтобы помочь вам. Вы также учите его заботиться о себе и брать на себя ответственность за собственную жизнь.

  1. Будьте образцом для подражания

Лучший способ побудить детей принимать на себя ответственность заключается в том, чтобы самим нести ответственность и демонстрировать это на собственном примере.

  1. Давайте ребенку задания, подходящие для его возраста

Давайте ребенку соответствующие возрасту задания, с которыми он может справиться.

  1. Помогите ребенку осознать такое понятие, как «приоритет»

Ваш ребенок хочет играть весь день и ночь, но он должен понимать, что ответственность стоит в жизни на первом месте.

  1. Старайтесь не критиковать ребенка

Будьте терпеливыми, когда ваш ребенок забывает делать что-то правильно. Слишком много нотаций и наказаний все равно не поможет.

  1. Поощряйте позитивную манеру речи

Превращайте все, что происходит, в позитив. Избегайте использовать этот метод в качестве взятки.

  1. Вооружите ребенка инструментами необходимыми для ответственности

Облегчайте ребенку задачу нести ответственность, предоставляя ему инструменты, необходимые для самодисциплины.Скачать

свернуть

Советы родителям о том, как помочь ребенку наладить общение в школе

Советы родителям о том, как помочь ребенку наладить общение в школе

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребёнку плохо в классе

Ребёнок:

  • неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
  • возвращается из школы подавленным;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • никогда не упоминает никого из одноклассников;
  • очень мало говорит о своей школьной жизни;
  • не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
  • ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
  • одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь ребёнку наладить отношения с одноклассниками

  1. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
    • Не следует лично приходить в школу разбираться с обидчиками своего ребёнка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога.
    • Не спешите бросаться защищать ребёнка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребёнку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.
    • Но, приучая ребёнка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребёнок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
  2. Разберитесь в причинах, подчёркивая достоинства ситуации.
    • Необходима эмоциональная доброжелательная поддержка чуткого взрослого. Сначала разберитесь в причинах непопулярности ребёнка и попытайтесь их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займитесь его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуйте его каким-нибудь видом спорта. Подчёркивайте его достоинства при каждом удобном случае. Не скупитесь на похвалу, восхищайтесь своим чадом и не забывайте, что ребёнок смотрит на себя глазами близкого взрослого.
    • Необходимо обеспечить ребёнку всё, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям.
  3. Интересуйтесь делами и жизнью ребёнка.
    • Стоит проявлять интерес к делам своего ребёнка, но делать это ненавязчиво.
    • Если он ничего сам не рассказывает, понаблюдайте за ним. Заметив в поведении отклонения, надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребёнка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведёт ребёнок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д.
    • Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
  4. Привлекайте к проблеме учителя.
    • Помните: положение ребёнка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100%. Поэтому, если у ребёнка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему поможет только учитель, подав ребятам знак, что ребёнок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.
    • Учите своего ребёнка полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно — сдержаться и уступить. И помните: чем увереннее чувствует себя ребёнок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребёнка в другую школу.
  5. Научите ребёнка заводить знакомства.
    • Надо учить ребёнка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы, учиться терпимости и уживчивости. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребёнка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребёнком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он.
    • Наличие друзей — весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребёнка. Независимо от возраста друг для ребёнка — это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребёнок вкладывает в понятие дружбы более серьёзные и глубокие отношения.
  6. Разрушайте стереотипы.
    • Посоветуйте ребёнку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребёнок ведёт себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребёнку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?"— или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.
  7. Говорите слова любви, придающие уверенность. Родитель — "продюсер" талантов своего ребёнка. В разговорах с ребёнком или в его присутствии не следует давать оценки другим взрослым (родителям, учителям), детям. Говорите своему ребёнку почаще слова, свидетельствующие о безусловной любви и формирующие уверенность в себе.
    • Я тебя люблю. Я тебе доверяю. Я на твоей стороне.
    • Как бы ты сам поступил? Как ты сам можешь изменить ситуацию?
    • У тебя всё получится совершенным наилучшим безопасным для тебя образом.
    • Ты сильный, ты умный, ты способный, не сдавайся.
    • У тебя всё получится. Я горжусь тобой.
    • Как прошёл твой день?
    • Чем могу помочь?
    • Спасибо, что ты помогаешь мне.
  8. Создайте ребёнку круг общения.
    • Надо помочь организовать общение ребёнку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребёнку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребёнок ещё маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
  9. Научите говорить "нет".
    • Не надо пытаться полностью оградить ребёнка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.
    • Ребёнок должен уметь сказать "нет", не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

 

свернуть